SIPRI заявил об увеличении числа ядерных боеголовок у ядерных держав

Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ

Ядерные державы в 2020 году увеличили количество ядерных боеголовок в составе оперативных сил, сообщил в понедельник, 14 июня, в своем докладе Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI).

По данным института, девять ядерных держав, в их числе США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея) — в общей сложности на начало 2021 года обладали примерно 13 080 единицами ядерного оружия. При этом в начале 2020 года те же государства располагали 13 400 единицами.

Однако количество ядерных боеприпасов, развернутых в настоящее время в оперативных силах, увеличилось до 3825 по сравнению с 3720 в прошлом году. При этом около 2000 из них, большая часть которых принадлежали России и США, находились в состоянии повышенной боевой готовности, отмечается в докладе.

Как сообщили в SIPRI, Россия также увеличила свой общий военный ядерный арсенал примерно на 180 боеголовок. В основном это произошло за счет развертывания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования с несколькими межконтинентальными боеголовками, а также баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ).

«Продление нового договора СНВ Россией и США в феврале этого года пусть и стало облегчением, но перспективы дополнительного двустороннего контроля над ядерными вооружениями между ядерными сверхдержавами остаются низкими», — считает младший научный сотрудник программы SIPRI по ядерному разоружению и контролю над вооружениями Ханс М. Кристенсен.

По его словам, Россия и США в совокупности обладают более 90% мирового ядерного оружия. У обоих государств есть обширные и дорогостоящие программы по замене и модернизации своих ядерных боеголовок, ракетных и авиационных систем доставки, а также производственных мощностей. При этом, как отметил Кристенсен, и Россия, и США, уделяют все больше внимания ядерному оружию в своих стратегиях по обеспечению национальной безопасности.

В то же время Китай, Индия и Пакистан также расширяют свой арсенал ядерного оружия. Северная Корея продолжает укреплять свою военную ядерную программу как центральный элемент стратегии нацбезопасности, сообщили в институте. Несмотря на отсутствие ядерных испытаний, в частности действия баллистических ракет большой дальности в течение 2020 года, страна продолжала производство расщепляющегося материала и разработку баллистических ракет малой и большой дальности.

«Вступление в силу Договора о запрещении ядерного оружия в начале 2021 года подчеркивает растущий разрыв между государствами, обладающими ядерным оружием, которые вкладываются в долгосрочное будущее своих ядерных сил, и другими странами, которые ожидают прогресса в области ядерного разоружения, обещанного Договором о нераспространении ядерного оружия», — заключил младший научный сотрудник программы SIPRI по ядерному разоружению, контролю над вооружениями и нераспространением Мэтт Корда.

6 июня президент США Джо Байден в телефонном разговоре с российским коллегой Владимиром Путиным сообщил о том, что «немедленно предпринял действия, чтобы продлить новый договор СНВ-3 на пять лет, укрепить безопасность американского народа и всего мира».

13 июня Путин назвал продление договора СНВ-3 проявлением профессионализма президента США. По его словам, Москва ведет себя сдержанно по отношению к Вашингтону и не позволяет совершать шаги, которые привели бы к усугублению ситуации.

Встреча Байдена и Путина запланирована на 16 июня. Она пройдет в Женеве и станет первой личной встречей лидеров с момента вступления американца в должность президента США. Для российского президента поездка в Женеву станет первым зарубежным визитом с января 2020 года. Лидеры планируют обсудить стратегическую стабильность, разоружение, экологию и пандемию COVID-19, а также конфликты в горячих точках.

Загрузка